РЯЗАНСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СЕТЬ
А это - место для рекламы "Яндекса"


ГЛАВНАЯ

О ПРОЕКТЕ

ГОРОД КАК ШКОЛА

БИБЛИОТЕКА

ФОРУМ !!!

ССЫЛКИ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

ОБ АВТОРАХ



М.Эпштейн. Во что превращаются наши школы
СУДЬБЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СЛАБОРАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Неформальная экономика в странах "третьего мира" составляет до 30% валового национального продукта, в ней заняты до 40% трудоспособного населения.

В отличие от экономики "теневой" -- преступной по содержанию деятельности (наркотики, оружие, рэкет, проституция, расщепляющиеся материалы и т.п.) экономические неформалы -- это мирные торговцы, знахари, ремесленники, которые нигде не зарегистрированы и не платят налогов (или имеют какую-то полулицензию и что-то платят для виду, с небольшой части своих доходов). К этому классу относятся и частные учителя.

Если в нашей стране(ах) ничего не изменится революционным путем, то перспективы развития неформальной экономики широки, от края и до края. В том числе неформальные или частично формализованные структуры образования могут сыграть заметную роль в становлении нового культурного уровня СНГовья.

Михаил Кордонский

Misha Kordonsky misha@kids.vista.odessa.ua

Декабрь 1998 г.



Хотим мы или не хотим, но образование детей все больше становится не государственным, а семейным делом. Сейчас это выражается в плате за школьное обучение, которая, будь она "левой" или легальной, но составляет лишь небольшую часть реальной себестоимости образования. Пока школьные здания еще в значительной мере содержатся государством, но по мере ветшания их (зданий и государства) родителям приходится вкладываться в это все больше. Площади учреждений образования неуклонно сокращаются: детские сады отдаются под особняки Новых, в бывших детских клубах размещены магазины и офисы, по школам распространяются метастазы субаренды.

Для того, чтобы наши дети все же были образованными, есть, как минимум, два пути.

Первый -- выступать в Советах и Думах, выходить на митинги протеста, писать проекты и постановления, готовить новую революцию (контрреволюцию), которая введет (восстановит) всеобщую грамотность, или просто терпеливо ожидать ее.

Второй -- "Спасение утопающих -- дело рук самих утопающих".

Спасение нашей культуры сегодня, если забыть о политике, может оказаться в привычке нашего народа быть образованным. В том, что быть таковым все еще считается уважаемым среди большинства населения. И даже среди того меньшинства, которым важнее быть богатым. Самые бедные у нас уже не учат своих детей, а посылают их просить милостыню на улицах. Но и не они пока большинство, а другие: еще не обнищавшие, сохранившие остатки былого благополучия, еще способные тяжело трудиться -- имеют возможность выбора. Потратить ли упомянутые гроши на водку, японский телевизор, новый двухкамерный холодильник, автомобиль, обновку одежды, мебель или на образование своего ребенка?

Этот выбор делается, происходит ежедневно, и... дети все же учатся в школах.

Но системы образования построенная для сытой процветающей страны не сможет долго работать в стране слаборазвитой, если пытаться ее механически продлевать. Необходимы новые технологии образования, более дешевые и доступные нашему народу. Никто их нам сверху не разработает не введет, во-вторых потому что сотрудникам НИИ и кафедр так же не платят зарплату, как и школьным учителям, а во-первых потому, что органы руководящие по-прежнему то-ли делают вид, то ли искренне уверены, что завтра все изменится к лучшему. Оставим их наедине с их религией и позаботимся о себе сами.

Один из самых дорогостоящих элементов нынешней системы образования -- капитальные сооружения. А так ли они обязательны? Большинству из вас это вопрос может показаться диким. Но те родители, чьи школы сейчас требуют капитального ремонта, уже над ним призадумаются. И со временем, в процессе эрозии фундаментов и коррозии труб, призадумывающихся будет все больше и больше.

Каковы же альтернативы?

СЕМЕЙНОЕ И ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тезис. Каждый средне образованный человек может, вооружась набором учебников, пройти со своим ребенком дома программу детсада и начальной школы. Обоснования (поскольку сейчас общество помешано на экономике, то обоснуем так). Платить за школу нужно деньгами, их нужно заработать, для этого нужно найти работу, что сложно при нашей безработице. (Точнее говоря, не сложно найти работу -- сложно найти зарплату). Обучая ребенка дома вы затратите труда во временном эквиваленте меньше, чем заплатите школе: в этот эквивалент не входит та самая эксплуатация капитальных сооружений, зарплата учителям и еще многое другое. Свою квартиру и мебель вы и так и так вынуждены содержать, учебники и тетради вы и так и так должны покупать, а вот школьная форма дома не обязательна и подарки на День учителя можете подарить себе сами. Итого: учить ребенка самому выгодней, чем зарабатывать на его обучение. Качество образования при этом может и ниже, но с каждым годом разница эта сокращается: зарплату не платят и преподавателям педвузов, студентам -- будущим учителям -- не платят стипендий и т.п. А вы, родители, учились еще в те времена, когда все это было, и ваш образовательный уровень достаточен, чтобы передать его своему ребенку.

Конечно, все это в разумных пределах: речь идет только о НАЧАЛЬНОМ образовании. Для дальнейшего уже придется нанимать учителей и платить им. Хотя надомное обучение у самого квалифицированного педагога дешевле, чем в школе, но с переходом из класса в класс, с увеличением числа изучаемых предметов, индивидуальное обучение дорожает, приходится переходить к другим организационным формам, о которых будет рассказано ниже.

А пока отвлечемся и ответим на вопрос, который уже наверняка у многих возник.

ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СХЕМ ОБУЧЕНИЯ

Впервые я столкнулся с этим вопросом в начале 90-х годов, еще при СССР. Евангельские христиане-баптисты издавна бежали светского образования и нелегально учили своих детей в семьях и общинах. Когда это стало уже не запрещено, но еще не разрешено, они робко добрались до районо и попали к методисту-инспектору, ведавшему нетрадиционными методиками образования, то-есть ко мне. Решение простейшее, лежит на поверхности и черным по белому закреплено в Законе об образовании: ЭКСТЕРНАТ называется. Пишите в свое районо заявление по форме, учите ребенка где хотите, а экзамены в школе сдавайте. Каждый год получайте справку об окончании класса, а там уж и госэкзамен, и ЗАКОННЫЙ аттестат.

И сейчас существуют семьи, в которых учатся именно так, не только по религиозным мотивам, а, например, дети-инвалиды. Конечно, исходя из реалий нашей жизни, трудно предположить, что прием экзаменов экстерном делается бесплатно, как в Законе. Но уж во всяком случае на порядок дешевле, чем обучение. Учителя же и директора школ тоже не звери, не возьмут они с вас денег на ремонт школьных туалетов, если ваш ребенок быстренько сдаст устный экзамен и побежит писать домой.

Наконец, вот если честно, вот если отречься от ханжества вплоть до циничности: вы что, не знаете, что за 50 баксов можно купить аттестат вообще нигде не учась?

Выяснив это простенький вопросец, вернемся теперь к организационным формам обучения. Средние и старшие классы.

ЧАСТНЫЕ УЧИТЕЛЯ С МАЛЫМИ ГРУППАМИ НА ДОМУ.

Люди пожилого и среднего возраста могут еще помнить такое понятие "фребеличка". Еще в 50-е годы сохранялся такой надомный промысел -- нянчить группу детей, чаще всего -- дошкольников, вместо детского сада. Был такой немецкий педагог Фребель, который целую теорию вокруг этого прописал. Учителя-профессионалы с ней могут быть знакомы, но даже если и нет, сами придумают. Совершенно очевидно, что обучение на дому группы из 3-12 человек дешевле и чем школьное и чем индивидуальное. Некоторые трудности с, например, приборами и оборудованием легко преодолеваются с помощью кухни, балкона и народной смекалки. Можно даже подумать, что народ загодя готовился к кризису образования: во многих домах имеются сложные комплексные устройства для демонстрации физико-химических процессов перегонки, ректификации, законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и числа Авогадро. Школы же не получают финансирования не приобретение таких приборов уже много лет.

Извините, я пытаюсь писать весело, но это вовсе не шутки. Я всерьез говорю о существующих и перспективных организационных формах образования. Компьютер, например, стоит подороже пробирок и скелетов, но мне доподлинно известны домашние учителя информатики. Публиковать их я не буду, поскольку они налогов не платят, кому надо -- тот найдет, а, впрочем, загляните на рекламные полосы газет, там, где мелким шрифтом, в разделе "Обучаю". Налоговая полиция до них не добирается и, не беспокойтесь, до всех никогда не доберется: ведь для того, чтобы содержать налоговых инспекторов и учителей, требуется собирать налоги. Это замкнутый круг разомкнуть который может только то, о чем мы договорились не говорить; это закон науки социологии, который выполняется в обществе так же надежно, как закон Ома в электрической цепи. Кстати, для изучения общественных наук на дому и амперметра не требуется.

Естественно, не имеются в виду частные школы, но в них обучение еще дороже: кроме полноценной арендной платы и коммунальных услуг они платят еще и налоги.

ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Если вы выбрали семейным начальное образование, индивидуальное и малыми группами подходит для среднего возраста, то детям постарше вполне доступно заочное. Но не думайте, что ваш педагогический родительский труд на этом закончен. Он просто меняет форму. Вы не можете лично преподать ребенку биологию и высшую математику, но обеспечьте ему не только условия для занятий дома, но и стимулы учиться. Раньше и это делало государство, си- лой. Может быть, и вам придется взяться за ремень. Если хотите быть гуманными, используйте больше пряника, но суть не меняется. Чтобы ваш ребенок вырос крепким, вы заставляете его есть полезную пищу, чтобы он выздоровел -- пить горькое лекарство и терпеть уколы. Если вы хотите, чтобы он нашел работу за рубежом и кормил вас в старости -- извольте заставить его учить английский. По самоучителю, с помощью не репетитора, а куратора, который будет не зубрить-разучивать словарь, а давать установки, и не трижды в неделю, а раз в месяц и, соответственно, брать за это меньшую, доступную для вас плату. Заочные методики для всех предметов разработаны и опубликованы, книги эти еще лежат в библиотеках, высококвалифицированных голодных преподавателей -- пруд пруди. Пока еще они не все постарели, вымерли, эмигрировали -- пользуйтесь, потом поздно будет.

ДИСТАНТНОЕ (ИЛИ ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ.

С появлением такого мощного средства связи, как Интернет, появилась и эта новая модификация заочного образования. Методики для нее стремительно совершенствуются, учебные заведения, выдающие полноценные дипломы, растут как грибы. Ученик по электронной почте получает и тексты учебников и задания, возвращает решения, получает свои пятерки, двойки и консультации, на WWW наблюдает демонстрацию опытов, в IRC/ICQ проводит семинары и, а на адрес родителей приходят записи в дневник за плохое поведение и, уж конечно, счета на оплату.

Что касаемо ваших сомнений по поводу стоимости компьютера и Интернета, то советую начать с такого простого эксперимента. Вспомните и запишите на бумажку ваши расходы на школу в прошлом учебном году. Только ВСЕ. Посмотрите на получившуюся сумму (может потребуется, приплюсовать к ней стоимость валидола). Затем найдите в близлежащей газете рекламу Интернета, позвоните и узнайте почем. Запишите на ту-же бумажку. Сравните и подумайте....

Адресами самих учебных заведений загромождать текст не буду, но можно начать с http://www.eidos.techno.ru

КОМПРОМИССНЫЕ РЕШЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Они сейчас и действуют, но их можно усовершенствовать и сделать более эффективными.

Активная часть родителей, соорганизовавшись, может помочь директорам школ в их неблагодарном труде: выпрашивании у государства средств. Не надо преувеличивать черствость и коррумпированность. чиновников, они ведь тоже часть нас самих, родители. Не говоря уж о том, что с обнищанием государства чиновники от образования остаются без работы. Во многих случаях они рады будут вашей помощи: от коллективного труда по ремонту школы, до поиска спонсоров или даже, если осторожно и умело координировать с ними, чиновниками, действия, такому специфическому роду общественной поддержки, как митинг или демонстрация в защиту конкретного школьного имущества.

Среди родительской общественности наверняка найдутся умельцы всех видов. Выгода, если это можно так назвать, в том, что столяр, починив школьную дверь, заплатит за обучение своего ребенка своим трудом, бартером, -- и никаких налогов, все честно: общественный труд. А денежного клиента за столярную работу еще найти надо. Проблема в том, что нужен инициативный родительский комитет (или попечительский совет, как сейчас говорят) а в его составе -- умельцы-менеджеры, которые маляров и сантехников среди родителей найдут и поработать уговорят. В некоторых школах это и происходит, и работают они лучше и дешевле.

Есть такого рода проекты и в сфере дополнительного образования. Я лично работаю руководителем детского клуба, обучаю детей компьютерной грамоте, БЕСПЛАТНО. Уровень: мои выпускники, что не поступили в институты, просто работают по специальности, безо всякой бумажки об образовании, хотя и бумажку сочинить несложно, и где поставить печать есть -- не это важно. Важнее, что государственное у нас только бесплатное помещение. Оно в глубине двора -- под магазин не годится, в глубоком подвале почти без окон -- под офис тоже не очень, сырое -- под склад с трудом. Так или иначе, а пока мы там занимаемся, но детей принимаем только тех, у кого есть компьютер дома. Всех учеников подключаем к сетям телекоммуникаций за счет кое-каких меценатов, публиковать их тоже не буду, как бы к ним налоговая не пришла: откуда, мол, на меценатство ресурсы? Как только помещение заберут -- готовы разбежаться по домам и продолжать обучение заочно и дистантно. Приходят, правда, дети и бескомпьютерные, не выгонять же их. Но всех предупреждаем: как помещение исчезнет -- и вам придется исчезать. Или покупать компьютеры. Зарплату я кое-какую кое-когда получаю, но если она исчезнет, сумма, что потребуется с каждого родителя будет вполне приемлемой, и клуб сохранится. (Извините, что сам себя в пример привожу, хотя не я один такой, и даже, наверное, не самый лучший: схватил пример, что под рукой валялся. Интересующимся другими примерами, рекомендую телеконференцию FIDO SU.KOMANDOR).

ИТОГО:

Почти единственный из важнейших социально-экономических показателей, которым мы пока отличаемся от Перу или Нигерии, это УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Наш с вами уровень. Мы, мы сами, а не министры с депутатами, можем его сохранить В СВОИХ ДЕТЯХ. Мы потратим часть семейных ресурсов на их обучение и за счет этого нам будет труднее, голоднее, тусклее (в смысле яркости телевизоров и одежды) жить, но наши дети смогут работать в высокотехнологичных отраслях промышленности, в бизнесе, в том числе и за рубежом. Подумайте об этом, кроя семейный бюджет. Пока не поздно.

Обсудить статью на форуме >>

Hosted by uCoz