РЯЗАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ |
А это - место для рекламы "Яндекса" |
ФОРУМ !!! |
СОВЕТСКИЕ ГЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
Ежедневное сетевое издание Русский Журнал от 1 сентября 2006 года
1 место Хорошая школа. Что интересно, под хорошей школой часто подразумевается престижная школа или школа, в которой должно быть "все, что положено". Услышав несколько отзывов, что такая-то школа — "хорошая", родители отдают в нее своего ребенка, не заботясь о соответствии типа школы и особенностей ребенка. Такой подход может повлечь за собой следующее: родители забирают ребенка из школы, которую все знакомые характеризовали как хорошую, с доброжелательными педагогами, внимательным отношением к детям, так как ребенок перестал учиться, ходить на уроки, выполнять задания педагогов. Расположенная близко к дому. Это удобно родителям, так как не надо тратить усилия на доставку ребенка в школу. Часто подобное решение принимается вопреки потребностям ребенка, наносит серьезный вред и психике ребенка, и его учебе. Мы встречали родителей, готовых после "школы во дворе" возить ребенка или переезжать куда угодно — и это не единичные случаи, а ощутимый процент. 2 место Традиционная школа. Сейчас не принимается во внимание изменение образовательной ситуации, культурологических особенностей современных детей. Педагоги говорят о том, что последние несколько лет в школу стали приходить другие дети. И традиционные методики уже не работают. Нынешние дети, в большой своей части, имеют низкую мотивацию к обучению, но большой интерес к компьютерным играм (что недостаточно учитывается в процессе учебы), восприятие информации у них — мозаичное, уровень развития произвольного внимания достаточно низкий, многим детям ставят диагноз нарушение внимания и т.п. Для успешного обучения большого количества современных детей требуются другие подходы, методики и другое содержание образования. Элементы таких методик вводятся в тех школах, где инноватика еще не вытеснена запросом на "старое советское образование". Самая лучшая. Здесь большое значение имеют социальные критерии, уровень престижности школы. Родители не рассматривают школы, которые не занимают в рейтингах первые места, не расположены в замечательном ультрасовременном здании, не обучают в своих стенах детей высокопоставленных людей. На первом месте имидж школы. А все остальное — "Раз такая школа, то в ней не может быть что-то не качественно". Частый запрос в подобном случае: "Моему ребенку нужны самые сильные педагоги и ученики, самые высокие требования". Кстати, если ребенку требуется индивидуальный подход и спокойный темп обучения, вышеперечисленные школы ему будут только вредны. Специализация (в основном востребован английский язык, реже математическая или гуманитарная и спортивная направленность). Часто родители решают, что ребенку обязательно нужно учить английский язык в спецшколе, устраивают его в эту школу всеми правдами и неправдами, невзирая на нежелание ребенка или наличие у ребенка логопедических проблем. Очень быстро у такого ученика возникают учебные проблемы и с английским языком, и с русским, затем развивается психоз в отношении обучения вообще. В итоге ребенок отказывается учиться. А школа может быть и неплохая. Социальное окружение. Это очень понятный критерий, так как хочется огородить своего ребенка от вредных привычек, дворовой культуры, нежелательной компании и т.п. Этот параметр можно прогнозировать при обучении в частных школах, так как там собирается определенный контингент детей и родителей (в разных школах несколько разный, так что есть выбор). В государственных школах это сделать сложнее, там более разнородный состав учеников, но в принципе это возможно. 3 место Просто нормальная школа. Этот запрос обычно подразумевает школу, в которой не будет больших учебных нагрузок, у детей останется время на занятия в музыкальных школах, спортивных и творческих кружках и т.п. От такой школы ожидается образование на среднем стандартном уровне. Требования к педагогическому составу заключаются в следующем: "Педагоги должны уважать детей, с душой относиться к своей работе". Психологически комфортная. Как правило, с таким запросом обращаются родители, чьи дети не ходили в сад и поступают в первый класс и нуждаются в мягком переходе к новой деятельности. Это важно для тех, кто хочет сохранить психическое здоровье детей, ищет школу, где уважительно относятся к детям, а не дрессируют их на учебной стезе. Часто с таким запросом приходят родители старшеклассников, чьи дети отказываются ходить в школу, так как не решаются их конфликты с учителями или одноклассниками. Индивидуальный подход к ребенку. На наш взгляд, это наименее распространенный подход в современной школе. Чаще всего он встречается в школах с небольшим количеством детей (это и понятно: есть время уделить внимание каждому). В данном запросе часто вступают в противоречие два родительских требования к школе: индивидуального подхода к ребенку и большого количества детей в классе. Но вот парадокс: как только родитель, заявляющий, что ребенку нужен индивидуальный подход, узнает, что в классе 7 детей, он сразу перестает считать индивидуализацию важным критерием. Здесь срабатывает стереотип-клише о больших классах советской школы. Наличие такого стереотипа приводит к тому, что родитель отдает ребенка в школу с большим количеством детей, надеясь, что все остальное как-нибудь сложится. В итоге через некоторое время классный руководитель в школе советует поменять школу на более мягкую или психолог рекомендует найти маленькие классы — проблема подходит вплотную. И хорошо, если родитель решает ее сразу по мере поступления, а ведь есть такие, которые приходят к нам и говорят: "Вы знаете, мы уже 6 лет пытаемся решить эту проблему, меняем школы каждый год. Посоветуйте нам школу, только не советуйте такую, где мало детей, я же учился в большом классе, и нормально?" Поступаемость в вуз. Для многих родителей важен уровень поступаемости учеников школы в вуз. В этом году мы познакомились с достаточно большим количеством факультетов довузовской подготовки разных вузов, разного уровня престижности. Руководители этих подготовительных отделений отмечали, что лучше всего подготовленными к поступлению оказываются выпускники подготовительных курсов при вузах. Т.е. независимо от школы, в которой учится ребенок, ему нужно заниматься дополнительно, понимая специфические требования на экзаменах, целенаправленно готовясь к выбранному вузу. Поэтому поступаемость — это интересный показатель, но он не должен быть решающим при выборе школы. Плата за обучение. С оплатой частной школы обычно все понятно: родители заключают договор со школой, где указывается сумма ежемесячных взносов. Сейчас средняя стоимость обучения в частной школе составляет 500–700 долларов в месяц. Сложнее ситуация в государственных школах. В некоторых школах официально опекунским советом назначается оплата обучения. В среднем она колеблется от 300 до 2000 рублей в месяц. Про неофициальные дополнительные расходы мы говорить не будем. Скажем только, что у нас были родители, которые переводили детей из государственной школы в частную, говоря: "Сумма оплаты в итоге не намного и больше, зато все понятно и можно планировать расходы, не дожидаясь укоризненного взгляда классного руководителя, собирающего с нас деньги на ремонт очередных туалетов! " Оборудованность. Родители, конечно, в первую очередь, придя в школу, смотрят наличие спортивных, компьютерных залов, лабораторий, игровых комнат, школьной территории, бассейна. Часто бывает, что школа решает вопросы со спортзалами, бассейнами, арендуя помещения спорткомплексов и проводя занятия там. (Надо сказать, что занятия, проводимые в арендуемых залах, ничуть не хуже, чем занятия, проведенные в своем помещении). Практически нет запросов родителей на наличие в школе: Воспитательных компонентов. Ребенок проводит в школе большую часть времени. Это время, где он не только учится, но и формирует свою жизненную позицию, отношение к миру, стиль поведения. Современная школа оставила за собой в основном образовательную функцию, а воспитательная повисла между школой и родителями. В итоге процесс воспитания стал спонтанным и неуправляемым. Формирование компетенций. Почему-то считается, что компетенции проявятся сами по себе, со временем. Этого не произойдет просто так. Либо будет создано образовательное поле, в котором можно формировать и отрабатывать эти компетенции, либо большое количество наших детей окажутся невостребованными в новом мире, в том самом постиндустриальном обществе. Траектории образования. Большая часть родителей хочет, чтобы школа была выбрана один раз на всю жизнь, опасаясь психологических сложностей у ребенка при смене школы. Конечно, очень удобно, когда родитель один раз прошел все сложности выбора школы, определился и больше не надо ни о чем думать. Но современное общество очень быстро меняется, запрос на содержание образования также может резко поменяться, но школа — достаточно инертная система, которая не может резко перестроиться в связи с изменением социального или личностного запроса. И тогда обязательно придется искать образовательное учреждение, которое специализируется на решении интересующих вас задач. Пока есть два значимых перекрестка на школьном пути: 5 класс, когда ребенок повзрослел и начал серьезно учиться всему понемногу, и 8–9 класс, когда начинается специализация, деление на профили. На наш взгляд, нет ничего страшного, если ребенок в какой-то из этих периодов меняет школу, особенно если выбор осуществляется исходя из потребностей и желаний ребенка, а не стремлений родителей, семейных традиций, моды. На чье мнение родители ориентируются при выборе. В основном, конечно, на мнение родных и близких, которые тоже имеют свои клише-представления о школе. На мнение учителей, но учителей, помогающих родителям решать проблемы ребенка, не очень много. Т.е. не понятно, с кем обсуждать образовательные вопросы. Мы считаем, что решение данной проблемы возможно. Первое решение — индивидуальное. Это образовательное сопровождение. Т.е. у ребенка есть тьютор, который оценивает уровень развития ребенка, соответствие его знаний нормам и требованиям, объясняет родителям динамику этого процесса и рекомендует дальнейшие действия как в сфере базового обучения, так и в сфере дополнительного образования. Наличие тьютора, наверное, снизило бы процент "отката" в принятии решений о школе, сняло бы опасения, что не с кем посоветоваться. По нашим опросам, у 80% родителей есть потребность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка, но пока, к сожалению, только теоретическая. Практически решиться на это сложно. После того как школа выбрана, родители успокаиваются и вникают в процесс только при возникновении проблемных ситуаций, которые, кстати, не всегда и видно до тех пор, пока не будет поздно решать проблему нехирургическим путем. Второе решение — комплексное. Это создание новой образовательной системы, которая учитывала бы современные образовательные задачи и требования. Тема широкая, требующая отдельного серьезного разговора. В пределах данной статьи нужно отметить, что на сегодняшний день об образовательном сообществе, образовательном пространстве можно говорить только в сослагательном наклонении. И существующие национальные проекты в области образования этот вакуум не заполнят. Сейчас появляются некоторые общественные инициативы, такие как открытая экспертиза школ, проводимая Ассоциацией демократических школ, либо консультационные центры, такие как наше Бюро. |