РЯЗАНСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ |
ГЛАВНАЯ | О ПРОЕКТЕ | ГОРОД КАК ШКОЛА | БИБЛИОТЕКА | ФОРУМ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |
Основные идеи продуктивного образования Н.Б.Крылова, О.М.Леонтьева
6. Продуктивное образование
– не
закрытая школьная система, которая боится выпустить подростков из класса за
стены школы («а вдруг они разбегутся!?). В продуктивной школе действует
другая мотивация учащихся и другая организация образования. Какие принципы действуют в продуктивном образовании? 1. Основная задача –
развитие совмещённого практического и образовательного опыта подростка,
овеществлённого в конкретном продукте (проекте, выполненном в школе и на работе).
Эта модель обучения была опробована сначала на детях старшего возраста,
выпавших из структуры массовой школы, отбракованных классно-урочной системой.
Ребята начинали учиться на другой дидактической основе: в пространстве
самостоятельно выбранного труда они выполняли несколько образовательных
проектов и отчитывались по проделанной практической и учебной работе. В
результате повышалась их уверенность в себе, они получали первый, значимый лично
для них образовательно-профессиональный опыт и сертификат об образовании,
начинали самостоятельную трудовую жизнь. 2. Система оценивания
изменилась в корне: учащийся набирает общую сумму баллов по результатам
презентации образовательных проектов (отчётов) и всего содержимого своего «портфеля
проектов». 3. Функции учителя-предметника («урокодателя»)
становятся ненужными. Основная работа педагога – индивидуальные консультации
по темам проектов, педагогическая поддержка, помощь ученику в понимании
его продвижения к намеченной им самим практической цели. 4. Вместо уроков – следующие этапы учёбы: -
практическая деятельность в социуме, в которой учащийся получает опыт
работы, отражая его в содержании образовательного отчёта, выявляя проблемные
точки, без изучения и фиксации которых невозможно выполнение проекта; -
обсуждение проблем и конкретных проектных решений с учителем – это
одновременно консультация по проекту, которая помогает ученику осознать
полученные результаты, принять решение о дальнейших действиях; -
обсуждение проблем с учащимися группы (групповая рефлексия), благодаря
чему ребята могут понять собственные проблемы, помочь друг другу в решении
общих вопросов; -
выход на новый уровень понимания задач образования (через свою
деятельность), рост мотивации деятельности, как в социуме, так и внутри школы
(это может быть и возвращение к некоторым разделам школьного курса, если это
необходимо для проекта или для подготовки к сдаче экзамена). Группа участников проекта –
не закрытый класс. Это – коллектив, сформированный на добровольных началах и
заинтересованный в добросовестной работе каждого. Группа создаётся для обсуждения
общих вопросов, и хотя бывает периодически закрытой (рефлексия проблем – один
раз в неделю), скорее похожа на неформальное сообщество и группу
социально-психологического, коммуникативного тренинга, что важно для
подростков, «проблемных» в традиционной школе. Со всех этих позиций
продуктивное образование – способ, который может полностью заменить
классно-урочную систему обучения, пусть пока лишь в старшей школе, с
«малоуспешными и трудными» детьми, которые становятся благодаря этому способу
успешными и целеустремлёнными в достижении собственных задач образования. Доказано: можно построить
школьное образование, базирующееся на рабочих местах и на образовательном
содержании конкретной работы на этих местах; иными словами, можно организовать
открытую, «внешнюю» школу (город, который становится школой) взамен закрытого
класса в рамках жесткой урочной системы. Именно так дети и учились до
появления массовой школы Коменского. Они становились подмастерьями у разных
мастеров, учились ремеслу – каждый своему, не проходя общих обязательных
минимумов и программ. Авторы идеи продуктивности прекрасно понимали, что первыми
к ним придут те ребята, которых выгнали из обычной школы из-за поведения и
неусидчивости, различных психологических и социальных проблем, ведь школа не
умеет и не хочет справляться с «проблемами», а только их порождает и
усугубляет. Эти идеи и принципы
постепенно впитываются массовой школой. Но она, всё ещё занимаясь устной
передачей знаний и культурных норм от старшего поколения к младшему (и
приравнивая письменные источники к абсолютному знанию), не может в
принципе научить всех, одинаково успешно, одному и тому же. Часть детей, действительно
схватывает информацию быстро, на лету, часть – медленно и малоэффективно, а часть детей эту текстовую информацию вообще не усваивает (но
это не означает, что эти дети неспособны в целом!). Однако в обществе уже
сформировалось представление о некой учебной элитарности – умении легко
усваивать и воспроизводить знания (информацию) из текстов. В расчёте на таких
детей и проводится модернизация содержания образования! Кто же устроен
по-другому, становятся учениками второго сорта (хотя тех, кто умеет усваивать
знания из письменных источников в мире не более 10%, к этому
психологическому типу относятся сами учителя, пытающиеся те же качества найти
во всех учениках!). На деле же способов
конструировать собственное образование – множество. Так дадим же каждому подростку
возможность осваивать мир сообразно его природе и потребности. Это будет
реализацией его права на образования. Продуктивное образование готово
взять на себя ответственность за подростков, вытесняемых классно-урочной
системой, открыть им практико-ориентированный путь образования. Второй возможный и вполне
реальный путь развития – введение способов продуктивного образования в фиксируемое
дополнение к школьному обучению. Это уже делается: в старших классах наряду с
обязательными учебными занятиями проводятся социальные и трудовые практики на
различных рабочих местах. Учащиеся получают навыки работы и новый социальный
опыт, который включается в их содержание образования. Надо только засчитывать
их проекты наравне с контрольными и домашними работами, фиксировать в
аттестатах и сертификатах, что важно при выходе из защитных стен школы в
переменчивый социум. При этом продуктивное образование тесно переплетается с
дополнительным образованием, происходит обогащение образование в целом и открывается
путь к интеграции основного и дополнительного образования. Третий путь – сложный, но,
на наш взгляд, самый перспективный. Это – построение и развитие школы как
открытой системы. Школа, став продуктивной, не будет пытаться: -
вложить одинаковую и единую сумму книжного знания в разные детские головы
и это считать продуктом; -
оценить всех, сравнивая каждого со всеми на основе одной линейки роста,
веря, что это и есть объективный замер; -
закрыть пространство классов и уроков, сделав из учителя хранителя
истинного знания, а из ученика – пассивного слушателя, называя это
образовательным процессом. Продуктивное образование –
не прибежище для «малоспособных», а способ конструирования каждым собственного
практико-ориентированного образования, поэтому оно универсально. Продуктивные
школы открыли и осваивают новый путь получения образования для старших
школьников, которым тесно и скучно в урочной системе, которая насильно пичкает
их книжным знанием и не создаёт пространство для продуктивной деятельности, без
чего у нас не появится инициативный и умелый специалист. Продуктивная школа
– реальный результат той подлинной реформы образования, которая совершается
«снизу» и ориентирована на истинные образовательные потребности тысяч и тысяч
подростков.
[1] И.П.Подласый в книге для учителя
«Продуктивная педагогика» (М., 2003) даёт такое определение предмету
продуктивной педагогики: «Продуктивными назовём знания, умения, обладая которыми
выпускник школы обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные значит необходимые, действенные,
прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения»
(с.5). Значит, продуктивная педагогика – это такая педагогика, которая даёт
продуктивные ЗУНы. «Назывное» определение делает
автоматически продуктивной и деятельность каждого выпускника на основе его
продуктивных ЗУНов, что далеко не так. Об этом
свидетельствуют кризис традиционного образования и падение его качества во всём
мире, а также непрекращающиеся поиски подлинных (альтернативных) показателей
продуктивности образования.
|
ГЛАВНАЯ | О ПРОЕКТЕ | ГОРОД КАК ШКОЛА | БИБЛИОТЕКА | ФОРУМ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |