РЯЗАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ГОРОД КАК ШКОЛА БИБЛИОТЕКА ФОРУМ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ КНИГА

Основные идеи продуктивного образования

Н.Б.Крылова, О.М.Леонтьева



      Одно из наиболее активно развивающихся движений в мировом пространстве образования – продуктивное обучение (productive learning) В нём принимают участие педагоги и работники сферы образования семнадцати стран Европы и Америки, а также России (Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Сочи, Саратова и др. регионов).

     Всё больше российских школ называют свою работу (или её часть) продуктивной. Это напоминает ситуация, которая сложилась, когда все стали называть образование личностно ориентированным, а потом поняли: чтобы обеспечить этот принцип, мало изменить название – надо кардинально менять содержание и формы образования

     Далеко не всё так просто и с т.н. «продуктивной педагогикой». Проще всего называть всё, что имеет какой-либо результат – продуктивным. При таком подходе вся традиционная школа – продуктивна, потому что имеет в качестве результатов кое-как наученного выпускника, а он имеет отметки, исписанные тетрадки, решённые задачки, полученные на уроках «знания» и «умения». А учителя имеют обильные поурочные планы, уроки – их продукт... [1]

      Продуктивно ли такое образование и такая педагогика на деле, что такое реальная продуктивная школа и как она работает? Каковы её показатели и критерии? И как включить элементы немифологизированного продуктивного обучения (а по смыслу – продуктивного учения) в практику наших школ?

     О продуктивности образования. Прежде всего, легко можно увидеть внешнее отличие этой методологии и методики обучения, ухватившись за простое и понятное, на первый взгляд, слово – «продуктивное». Действительно, если в результате некоторого процесса есть продукт, который можно продемонстрировать, то такое образование и проще всего назвать продуктивным. Но если вдуматься, то встаёт закономерный вопрос: что действительно является (а не просто называется) продуктом образования, а что – нет. Каков продукт образования (если образование вообще имеет свой продукт)? Во всяком случае, «знания» – не продукт образования. Почему? Во-первых, они – результат (продукт) развития научных исследований; во-вторых, они – не личный, а отражённый вклад ученика (поскольку он их не создаёт, а только воспроизводит со слов учителя); наконец, знания – это изменяющаяся социально-культурная информация, которая не может быть «прочной и постоянно актуальной». Если образование делает ставку на информацию, оно будет постоянно отставать.

      Что же становится продуктом образования? Если ребёнок написал сочинение, сделал рисунок, это – продукт (т.е. ощутимый, реальный результат сделанного дела и итог некоторого образовательного процесса)… А если он выучил музыкальное произведение и выступил на концерте – это продукт или нет? А если пытался изобрести вечный двигатель, но у него ничего не полилось, или он сделал в мастерской фантастический макет, то это – непродуктивное образование? А если он добровольно выполнил проект, вышел за рамки традиционной программы, не был никак оценён и вообще не учитывался учителем?..

      Немецкие коллеги из берлинского Института продуктивного обучения в Европе (IPLE), которые уже много лет занимаются методологией и методиками продуктивного обучения, отмечают, что в основе его лежит принцип «learning by doing» – «обучения через деятельность (делание)», впервые сформулированный Джоном Дьюи и реализованный в практике многих альтернативных образовательных систем.

      Но и в отношении понятий «действие», «делание», «деятельность», «дело» возможны различные интерпретации и объяснения, позволяющие как сузить, так и предельно расширить понимание продуктивности. Например, говорят: разве ученик «класс-школы», сидящий на традиционно организованном уроке, всегда и полностью пассивен? Разве ответы у доски, контрольные работы, выполнения заданий нельзя назвать «работой» детей? Многие учителя и родители так и говорят детям, мол, школа – ваш «труд», вы должны «трудиться»... И здесь опять-таки возникает вопрос: всякий ли труд продуктивен? Пусть нам простят грубое сравнение, в указанном контексте и организацию концлагеря можно назвать продуктивной (и там есть свои «продукты»)…

     Пытаясь объяснить продуктивность обучения, учителя делают акцент на том, что действия и продукт должны быть социально значимыми, ориентированными на социум (в том числе и вне стен самой школы). Значит ли это, что, если дети ставят спектакль в своей школе, то это ещё не продуктивное образование, а если со спектаклем выезжают в область – уже продуктивное. На самом деле все эти вопросы оказываются малозначимыми, если чётко связать понятие продуктивности с образованием, в которое включен реальный труд. Обратите внимание: не образование и труд отдельно, а единый процесс обучения=учения=практической деятельности.

     Познакомившись с опытом и реально включившись в деятельность международной сети продуктивных школ (International Network of Productive Schools, INEPS), мы увидели их принципиальные отличия от массовой школы: полное отсутствие её обычных атрибутов (стандартных программ, уроков, отметок) и включение практической деятельности в содержание образования, а также от уже известных методов трудового воспитания или начального профессионального обучения (хотя мы нашли и общие черты, роднящее продуктивное обучение с педагогическими системами Френе и Макаренко).

     Такие известные всем отечественные формы трудового обучения, как работа в школьных производственных мастерских, производственных бригадах, на школьных фабриках и пришкольных участках, существовала и продолжает существовать параллельно традиционному классно-урочному обучению. В продуктивных школах значительные изменения коснулись именно традиционной формы урока.

     Это – не единственно отличие. Анализ полученных результатов продуктивного образования педагоги предпочитают проводить не на уровне описания абстрактных методик и наукообразных программ (которые всегда, так или иначе, нивелируют индивидуальные особенности продвижения детей), а на основе предъявления конкретных историй роста своих учеников. Они опираются на прецедентную педагогику, которая наглядно показывает возможности продуктивного обучения

     От чего отказались продуктивные школы? Для того чтобы понять, что такое продуктивное образование, попробуем назвать то, от чего оно отказывается, что хочет преодолеть.

     1. Цель продуктивного образования – не передача суммы знаний, не запоминание или усвоение учебной информации, не «практика ответов у доски или с места». Никто основателей и последователей этого движения не говорит о том, что они изобрели метод, позволяющий особым образом вложить в головы учащихся существующие книжные истины. Учебники и книги – не главный, а только вспомогательный материал обучения, поэтому не требуется проверка его усвоения. В продуктивном образовании ученики не усваивают сумму знаний, не «проходят» программы поэтапно и малыми дозами.

     2. Если нет одинаковой для всех программы, нет и необходимости сравнивать скорость её усвоения (прохождения). Ученикам не выставляют отметок, не переводят всех учащихся в «следующий класс».

     3. В продуктивной школе нет уроков, ещё одного неизменного атрибута традиционной школы, поскольку урок – действие, направленное на фронтальную передачу информации от учителя к ученикам, которые обязаны посещать уроки и отчитываться за её усвоение.

     4. Нет замкнутых структурных подразделений – классов. Закрытый учебный класс, с детьми преимущественно одного возраста – структура, созданная для удобства одновременного, массового прохождения материала и последующего сравнения учащихся. Такая закрытая структура в продуктивном образовании исчезла.

     5. Продуктивное обучение не является дополнительным к базисному, основному образованию. Но оно не экстернат и не вечернее обучение, хотя все они имеют некоторые сходные формы. Продуктивное образование – это просто альтернативное основное. К сожалению, многие недооценивают богатое содержание методов «learning by doing», пытаясь ограничить их использование сферой дополнительного образования. Но надо признать, что именно продуктивной деятельностью и занимались дети во всех кружках и секциях...

6. Продуктивное образование – не закрытая школьная система, которая боится выпустить подростков из класса за стены школы («а вдруг они разбегутся!?). В продуктивной школе действует другая мотивация учащихся и другая организация образования.

Какие принципы действуют в продуктивном образовании?

1. Основная задача – развитие совмещённого практического и образовательного опыта подростка, овеществлённого в конкретном продукте (проекте, выполненном в школе и на работе). Эта модель обучения была опробована сначала на детях старшего возраста, выпавших из структуры массовой школы, отбракованных классно-урочной системой. Ребята начинали учиться на другой дидактической основе: в пространстве самостоятельно выбранного труда они выполняли несколько образовательных проектов и отчитывались по проделанной практической и учебной работе. В результате повышалась их уверенность в себе, они получали первый, значимый лично для них образовательно-профессиональный опыт и сертификат об образовании, начинали самостоятельную трудовую жизнь.

2. Система оценивания изменилась в корне: учащийся набирает общую сумму баллов по результатам презентации образовательных проектов (отчётов) и всего содержимого своего «портфеля проектов».

3. Функции учителя-предметника («урокодателя») становятся ненужными. Основная работа педагога – индивидуальные консультации по темам проектов, педагогическая поддержка, помощь ученику в понимании его продвижения к намеченной им самим практической цели.

4. Вместо уроков – следующие этапы учёбы:

-                       практическая деятельность в социуме, в которой учащийся получает опыт работы, отражая его в содержании образовательного отчёта, выявляя проблемные точки, без изучения и фиксации которых невозможно выполнение проекта;

-                       обсуждение проблем и конкретных проектных решений с учителем – это одновременно консультация по проекту, которая помогает ученику осознать полученные результаты, принять решение о дальнейших действиях;

-                       обсуждение проблем с учащимися группы (групповая рефлексия), благодаря чему ребята могут понять собственные проблемы, помочь друг другу в решении общих вопросов;

-                       выход на новый уровень понимания задач образования (через свою деятельность), рост мотивации деятельности, как в социуме, так и внутри школы (это может быть и возвращение к некоторым разделам школьного курса, если это необходимо для проекта или для подготовки к сдаче экзамена).

Группа участников проекта – не закрытый класс. Это – коллектив, сформированный на добровольных началах и заинтересованный в добросовестной работе каждого. Группа создаётся для обсуждения общих вопросов, и хотя бывает периодически закрытой (рефлексия проблем – один раз в неделю), скорее похожа на неформальное сообщество и группу социально-психологического, коммуникативного тренинга, что важно для подростков, «проблемных» в традиционной школе.

Со всех этих позиций продуктивное образование – способ, который может полностью заменить классно-урочную систему обучения, пусть пока лишь в старшей школе, с «малоуспешными и трудными» детьми, которые становятся благодаря этому способу успешными и целеустремлёнными в достижении собственных задач образования.

Доказано: можно построить школьное образование, базирующееся на рабочих местах и на образовательном содержании конкретной работы на этих местах; иными словами, можно организовать открытую, «внешнюю» школу (город, который становится школой) взамен закрытого класса в рамках жесткой урочной системы.

Именно так дети и учились до появления массовой школы Коменского. Они становились подмастерьями у разных мастеров, учились ремеслу – каждый своему, не проходя общих обязательных минимумов и программ. Авторы идеи продуктивности прекрасно понимали, что первыми к ним придут те ребята, которых выгнали из обычной школы из-за поведения и неусидчивости, различных психологических и социальных проблем, ведь школа не умеет и не хочет справляться с «проблемами», а только их порождает и усугубляет.

Эти идеи и принципы постепенно впитываются массовой школой. Но она, всё ещё занимаясь устной передачей знаний и культурных норм от старшего поколения к младшему (и приравнивая письменные источники к абсолютному знанию), не может в принципе научить всех, одинаково успешно, одному и тому же.

Часть детей, действительно схватывает информацию быстро, на лету, часть – медленно и малоэффективно, а часть детей эту текстовую информацию вообще не усваивает (но это не означает, что эти дети неспособны в целом!). Однако в обществе уже сформировалось представление о некой учебной элитарности – умении легко усваивать и воспроизводить знания (информацию) из текстов. В расчёте на таких детей и проводится модернизация содержания образования! Кто же устроен по-другому, становятся учениками второго сорта (хотя тех, кто умеет усваивать знания из письменных источников в мире не более 10%, к этому психологическому типу относятся сами учителя, пытающиеся те же качества найти во всех учениках!).

На деле же способов конструировать собственное образование – множество. Так дадим же каждому подростку возможность осваивать мир сообразно его природе и потребности. Это будет реализацией его права на образования. Продуктивное образование готово взять на себя ответственность за подростков, вытесняемых классно-урочной системой, открыть им практико-ориентированный путь образования. 

Второй возможный и вполне реальный путь развития – введение способов продуктивного образования в фиксируемое дополнение к школьному обучению. Это уже делается: в старших классах наряду с обязательными учебными занятиями проводятся социальные и трудовые практики на различных рабочих местах. Учащиеся получают навыки работы и новый социальный опыт, который включается в их содержание образования. Надо только засчитывать их проекты наравне с контрольными и домашними работами, фиксировать в аттестатах и сертификатах, что важно при выходе из защитных стен школы в переменчивый социум. При этом продуктивное образование тесно переплетается с дополнительным образованием, происходит обогащение образование в целом и открывается путь к интеграции основного и дополнительного образования.

Третий путь – сложный, но, на наш взгляд, самый перспективный. Это – построение и развитие школы как открытой системы. Школа, став продуктивной, не будет пытаться:

-                       вложить одинаковую и единую сумму книжного знания в разные детские головы и это считать продуктом;

-                       оценить всех, сравнивая каждого со всеми на основе одной линейки роста, веря, что это и есть объективный замер;

-                       закрыть пространство классов и уроков, сделав из учителя хранителя истинного знания, а из ученика – пассивного слушателя, называя это образовательным процессом.

Продуктивное образование – не прибежище для «малоспособных», а способ конструирования каждым собственного практико-ориентированного образования, поэтому оно универсально. Продуктивные школы открыли и осваивают новый путь получения образования для старших школьников, которым тесно и скучно в урочной системе, которая насильно пичкает их книжным знанием и не создаёт пространство для продуктивной деятельности, без чего у нас не появится инициативный и умелый специалист. Продуктивная школа – реальный результат той подлинной реформы образования, которая совершается «снизу» и ориентирована на истинные образовательные потребности тысяч и тысяч подростков.

 



[1] И.П.Подласый в книге для учителя «Продуктивная педагогика» (М., 2003) даёт такое определение предмету продуктивной педагогики: «Продуктивными назовём знания, умения, обладая которыми выпускник школы обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения» (с.5). Значит, продуктивная педагогика – это такая педагогика, которая даёт продуктивные ЗУНы. «Назывное» определение делает автоматически продуктивной и деятельность каждого выпускника на основе его продуктивных ЗУНов, что далеко не так. Об этом свидетельствуют кризис традиционного образования и падение его качества во всём мире, а также непрекращающиеся поиски подлинных (альтернативных) показателей продуктивности образования.

ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ГОРОД КАК ШКОЛА БИБЛИОТЕКА ФОРУМ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ КНИГА

Hosted by uCoz