РЯЗАНСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ |
ГЛАВНАЯ | О ПРОЕКТЕ | ГОРОД КАК ШКОЛА | БИБЛИОТЕКА | ФОРУМ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |
Константин Кочетков
Письмо с продолжениями
[1.Капитан]
[2.Строитель]
[3.ЗУНы]
[4.Лектор и Проводник]
[5.Другая школа]
[6.А зачем?]
[7.А зачем?-2]
[8.Пастух, у которого...]
[9.Мастер или Школа?]
[10.Грузчики]
[11.Оркестрик]
[12.Разное]
12-3-06 8:05 pm
Разрешите избрать Вас своим собеседником, это поможет мне говорить о главном и не уходить в разъяснения, как если бы пришлось говорить с человеком, далеким от беспокоящих меня вопросов.
Настоящая жизнь - та, что человек строит себе сам. И если ты этого не делаешь - значит, твою жизнь выстраивает кто-то другой согласно своим планам (родители, государство - посредством школы, вузов и стандартов; работодатели, торговцы...).
Глядя вокруг, вижу, что большинство сплавляется по течению. Лишь единицы обладают достаточно мощным движком, командой, смелым капитаном и штурманом, чтобы определиться с целью, разработать маршрут и двигаться намеченным курсом, выбирая в нештатных ситуациях тот вариант, что приближает к заветной точке на карте.
Итак, капитанов, машинистов - единицы, остальные - пассажиры. Те, кто выберет рыбу, а не удочку. И капитанов вряд ли может быть больше, иначе - из кого будет состоять команда?
В идеале - тоже из капитанов. Каждый из которых в этом рейсе принял необходимость приобуздать свои командирские навыки ради общего успеха. А там, на берегу, глядишь, и свою команду соберёт, для своего плавания.
То есть, если хочешь чего-то добиться - тебе нужно стать Капитаном.
Вернемся от капитанов к строителям собственной жизни.
1) построивших подобное здание; 2) желающих строить подобное, или строящих; 3) желающих принять участие в твоей стройке.
Только делая своё дело, понимаешь, как его делать лучшим образом. Мир движется, технологии, которыми владеешь, завтра будут устаревшими. Не будешь практиковать - отстанешь. Вот почему учиться надо лишь у практикующих Мастеров (беря у них лишь столько, сколько тебе нужно для твоей Цели). И вот почему нельзя заниматься только преподаванием.
До последнего времени обучение (школьное, вузовское) сводилось к тому, чтобы получить от "специалиста" подготовленный им набор информации и выработать под его руководством набор определенных навыков. Чем больше ЗУНов продемонстрировал ученик в итоге - тем выше качество обучения. Значит, чтобы повысить качество, нужно увеличить объемы и усовершенствовать методики.
Современность предоставляет человеку возможность быстрого доступа к любой необходимой информации. Когда можно носить в кармане КПК - целый книжный шкаф со справочниками и руководствами - в голове, как в оперативной памяти, достаточно держать только то, что нужно в данный момент.
А на одном наборе навыков долго не протянешь, сейчас надо быть готовым не меньше 3 раз в жизни отодвинуть в сторону накопленный опыт, учиться с нуля.
Лектор с обзорной лекцией - это как подъем на воздушном шаре - такой обзор открывается! И можно выбрать место, куда ты хочешь попасть. Но пойдешь ты туда по земле, своими ногами. Хорошо, что есть карта. Но еще лучше, когда рядом Проводник. Он уже был там, и знает, к чему тебе надо быть готовым, и как подготовиться лучшим образом. А главное, он знает, что там на самом деле, а не как это выглядит с высоты. Ему не обязательно идти с тобой. Тебе достаточно взять с собой его руководства по подготовке и прохождению, и иногда, в сложных ситуациях, связываться с ним на маршруте.
Ведь на самом деле твоя главная цель - не Желанный Край, а ТЫ САМ, КОТОРЫЙ ТЕПЕРЬ УМЕЕТ ТУДА ДОБРАТЬСЯ И ПОМОЧЬ В ЭТОМ ДРУГИМ.
Выпускник вуза, устроившись на работу, учится заново, уже по-настоящему. Потому что только в деле начинаешь понимать, что тебе действительно необходимо.
Зная всё вышесказанное, понимаешь, что современная система образования должна выглядеть иначе. Д.Дьюи видел учителя не как регулировщика и диктатора, а как менеджера на рынке образовательных услуг. Л.Толстой понимал образование как "свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им."
Итак, мне видится человек, увлеченный каким-то видом деятельности, достигший в нем признанных успехов, назовем его Мастер (Проводник). Этот Мастер готов поделиться своими секретами, показать, как он работает, ответить на вопросы, принять участие в дискуссии, в творческом конкурсе (чтобы понять, добирался ли он сам до Тех Краев, или лишь слушал чужие рассказы).
И есть люди, узнавшие, что есть такой Мастер, лучший специалист в той области, что их интересует. И они не прочь поучиться у этого Мастера.
Задача Менеджера на рынке образовательных услуг - помочь встретиться Мастерам и Ученикам.
- Мастеру - помочь с организацией МАСТЕР-КЛАССА, где в сжатом виде можно было бы увидеть его технологии в действии.
- Собрать "Книгу рязанских Мастеров" - своеобразную базу данных о профессионалах, готовых поделиться опытом, сделать её известной и доступной в печатном и электронном виде.
- Организовать ток-шоу с Мастерами, творческие конкурсы, чаты, форумы - где видно, что из себя представляет каждый.
А зачем Мастеру учить других? Воспитывать себе неблагодарных конкурентов? Тратить силы и время на других, в ущерб своим делам?
Если видеть смысл своей жизни в борьбе с другими за лучший её кусок, то всё выглядит именно так. А если думать, как оставить след после себя, как помочь людям удочкой, а не рыбой - это наилучший способ.
К тому же, почему "в ущерб себе"? Ведь ученики могут помочь в том, чего не сделать в одиночку.
А доход от обучения может быть не меньшим, чем от ремесла. И даже больше, если придумать распространение опыта, франчайзинг.
Кстати, на франчайзинг можно ориентировать и всю систему, включающую в себя МАСТЕР-КЛАСС, КНИГУ МАСТЕРОВ, ТОК-ШОУ. Описать все технологии организации и проведения, наладить обучение, консалтинг...
Самое любопытное, что большинство людей знает, ЧТО нужно делать, чтобы жить и работать лучше. Вопрос в том, почему, тем не менее, они продолжают жить жизнью, которая их не устраивает. Видно, действительно, страх потерять сильнее желания приобрести. А известные проблемы привычнее неизвестных.
Так что работать в первую очередь нужно над мотивацией, над разжиганием и поддержанием желания стать лучше. Ибо, как сказал А. Маслоу, "Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь."
ПАСТУХ, У КОТОРОГО МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ
Для кого я всё это говорю? Это как с родительскими собраниями - приходят те, у кого с детьми всё в порядке, кому, в общем-то, и ходить незачем. А те, с кем надо бы пообщаться - не достучишься!
Кто будет читать мою писанину? Те, кто идет Своим Путём, - но они и так всё это знают и так живут. А как помочь бомжу? Балбесу, не знающему ничего, кроме сиюминутных удовольствий? Если каждый живет так, как того заслуживает (простите меня, бедные невинные жертвы!), получается, кто выдвинулся - тот, значит, и достоин? А достоин тот, кто выдвинулся, остальные - сами виноваты (еще раз простите!)?
Толстой и Соловейчик* на этом месте говорят, что, если взрослому работоспособному человеку быть бомжом и балбесом, пожалуй, непростительно, то как быть с детьми? Чем один ребенок заслужил всё лучшее в этой жизни, а другой, возможно, более здоровый и более одаренный - обречен на животную борьбу за выживание?
_____ *Л. Толстой. Требования любви. С. Соловейчик. Римская красавица.
С какого возраста, с какого момента человек начинает отвечать за свою жизнь?
С рождения? С получения паспорта? С того момента, как он это осознал?
Пожалуй, взросление - это и есть процесс постепенной передачи ответственности. И подготовки ко взятию очередной её порции, очередного уровня. Очень важно, чтобы передача эта случалась не слишком рано (порождая невроз) и не слишком поздно (порождая нигилизм), а как только взрослеющий человек будет в состоянии с ней справиться.
В этом-то и будет заключаться педагогическое искусство Мастера - подготовить к передаче и передать... И как я это себе представляю? "Ну что ж, молодец! А теперь попробуй сам. Думаю, ты к этому вполне готов."
***
Как трогательно! Но если прибрать все сопли умиления, опять сквозит знакомое: "я тебя слепила из того, что было, по образу и подобию своему".
По-хорошему, надо, чтобы ученик сам брал от учителей столько, сколько ему сейчас нужно, как со "шведского стола", а затем, наигравшись и набегавшись, нагулявши аппетит, приходил и брал ещё.
18-08-2007. Эрих Фромм ("Иметь или быть"): "Многие колледжи проявляют особую изобретательность по части распространения подобных иллюзий. Чего только не предлагают они на этом "шведском столе" знаний -- от философии и искусства Древней Индии до экзистенциализма и сюрреализма. Учащимся достаточно отведать по кусочку от разных блюд для того, чтоб чувствовать себя свободно и непринужденно, никто не побуждает их сосредоточиться на каком-то одном предмете и даже не настаивает на том, чтобы они дочитывали книгу до конца." Ланцберг В. ("Живописцы"): "Наверное, сегодня просто нереально отдавать образование самим детям без границ. Точнее, неразумно (и завтра тоже). Они просто не знают, что бывает на свете; чего можно хотеть… Они гедонисты - с удовольствием будут делать приятное и с неудовольствием (или никак) - все остальное. Самообразование ребенка в свободном плавании чревато бессистемностью, эклектичностью, а главное - низким качеством. В лучшем случае это - мягкое времяпровождение." 25-02-2011 "Счастлив тот человек, который продолжает начатое, которому преемственно передано дело: он рано приучается к нему, он не тратит полжизни на выбор, он сосредоточивается, ограничивается для того, чтоб не расплыться, - и производит. Мы чаще всего начинаем вновь, мы от отцов своих наследуем только движимое и недвижимое имение, да и то плохо храним; оттого по большей части мы ничего не хотим делать, а если хотим, то выходим на необозримую степь - иди, куда хочешь, во все стороны - воля вольная, только никуда не дойдешь: это наше многостороннее бездействие, наша деятельная лень." А.И.Герцен. Записки молодого человека.
То есть, учитель будет менеджером образовательного рынка только для тех, у кого есть спрос, для потенциальных Капитанов и Строителей собственной жизни. Для всех же остальных, коих большинство, и которых не надо отделять от первых, учитель должен стать терпеливым пастухом. Противоположно Господинчику из "Пиноккио", который соблазнами и удовольствиями превращал детей в ослов, наш Пастух должен, следя, чтобы стадо не разбрелось и не перетоптало друг друга, стать Томом Сойером - и выдумывать, и с искренним увлечением красить все новые заборы, на какие способен. Нисколько не огорчаясь, если не обращают внимания, с терпением рыбака дожидаясь "поклёвки". А как клюнут - тянуть осторожно, чтобы не сорвалось. Тянем, потянем - вытянем хоть одного, а остальные - заразятся, будь уверен! Сорвётся - не беда, сменим наживку и - терпение и труд всё перетрут. В конце концов, можно сменить место рыбалки.
МАСТЕР ИЛИ ШКОЛА? ШКОЛА МАСТЕРОВ!
"Дураки любят собираться в стаю... ...А умный в одиночестве гуляет кругами... ...Нужно что-то среднее - да где ж его взять?" (Б. Окуджава) :-(
Что же, от университетов и школ, от ремесленных училищ и техникумов - вернуться в средние века, к цехам, и далее - к мастерам-кустарям-одиночкам? Даже торговля, воплощение взаимовыгодного обмена между людьми, движется от базарной площади - к сети супермаркетов и интернет-магазинов. А притча о ломании веника, "единица - вздор, единица - ноль", "пока мы едины - мы непобедимы"? Ни один гениальный Мастер не даст того, что дает захудалая школа - разделение труда, специальные службы, специальное оборудование - конвейер, который, как его ни ругай, всё же дает стране объем продукции, недостижимый для суммы разъединенньх Мастеров. Как пишет М.Гербер*, "Очень многие могут приготовить гамбургер вкуснее, чем в McDonald's, но они почему-то не становятся миллионерами. Секрет - в том, что создан некий средний стандартный продукт. И создана технология, которая позволяет людям с любым, даже невысоким уровнем мастерства, производить этот продукт наилучшим одинаковым образом."
_____ *М.Гербер. Миф о предпринимательстве.
Не нравится McDonald's? Иди за шведский стол. Найми личного повара. Или готовь себе сам.
8-5-06 7:16 am ЕЩЕ ПАРОЧКА МОДЕЛЕЙ 1. БРИГАДА ГРУЗЧИКОВ
Допустим, есть бригада из семи грузчиков. И есть семь машин, что нужно разгрузить -- т.е. взять из машины коробку с товаром, отнести на склад -- и так пока кузов не опустеет.
Какие есть варианты разгрузки?
1. Автономно-индивидуальный.
Каждый разгружает ту машину, что ему нравится. Аналог: учителя в школе, дети в песочнице, каждый со своим совочком.
Если случилось, что всем понравилась одна и та же машина (школа, песочница), но характер действий (каждый сам по себе) остался прежним -- процесс не только не ускорится, но даже замедлится из-за толкания локтями, из-за ссор по поводу лучшей коробки, лучшего кабинета, лучшего места под солнцем.
2. По интересам.
Грузчики объединяются в "маленькие такие компании" по взаимным симпатиям. Здесь возможны уже и договоренности, и разделение труда -- ровно настолько, сколько нужно для приятного совместного времяпровождения. Сам процесс при этом -- не так уж и важен, он лишь повод для общения.
3. Команда.(рот свело от банальности)
Быстрее и легче навалиться всемером на одну машину, затем на другую -- по цепочке. А еще бывают шкафы и диваны (а также школьные праздники и строительство снежных крепостей), которые в одиночку не осилишь. Да много чего такого бывает!
Но командовать должен только один. Кто? Тот, кто считает, что к этому готов. А это уже совсем другая история.
2. НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК
"Или мы играем музыку, или - не играем", - сказал Константин Панкратов, после того как пианистка заявила, что ей лучше не участвовать в этом фрагменте его композиции.
Уличный музыкант… Сколько достоинств у его положения! Доступен, гибок, независим, легко подстроится под любые обстоятельства, любого слушателя, и из своего огромного репертуара найдет подходящие к этому случаю песни. Насколько это удалось - покажет его заработок.
Но группа одновременно играющих уличных музыкантов - это не симфонический оркестр.
Даже если они упорно будут себя так называть. Даже если они играют в одном стиле и один репертуар. ***
Если говорить о стилях и жанрах, то начать музыкальную карьеру я бы предпочел в оркестре, где твоя партия расписана по нотам, разучена многократными упражнениями и общими репетициями, на которых стыдно делать ошибки, ведь общая работа при этом останавливается, и ты испытываешь терпение коллег.
Кстати, я, взрослый человек, скоро перестал бы быть в тех местах, где постоянно не справляюсь с задачей, где никто не может помочь, и нет надежды на изменения к лучшему.
***
Овладев инструментом настолько, чтобы уметь тут же воплощать в музыку пришедшие в голову мысли (а они тем богаче, чем богаче почва, на которой они выросли), я перешел бы к джазовым стандартам. Это определенный круг произведений, известный всем музыкантам, благодаря которому незнакомые ранее джазмены, собравшись вместе на джем-сейшн, могут, не репетируя, начать играть. Но самое интересное, что в каждом произведении после основной мелодии отводится место для поочередной импровизации каждого музыканта, в то время как остальные создают сопровождение, держат общее направление. Да и солист импровизирует в русле этого стандарта, иначе диссонанс больно резанул бы по ушам слушателей.
***
Теперь - о нашем творческом коллективе. Уж простите, но оркестром я его не назову.
Все эти годы наша музыка слышится мне то ли авангардом с вкраплениями классики, то ли бесконечной распевкой, настройкой перед началом концерта, где каждый повторяет свою партию, порой ошибаясь и фальшивя, порой слыша фальшь соседа - но не делает замечаний, думая таким образом "сохранить единство".
Надо сказать, что у нас своеобразная оркестровая яма - каждый музыкант отделен перегородками от остальных, и до других доносятся лишь отголоски мелодий. Встречаемся мы лишь в антрактах, в курилке и на вечеринках - в этих местах не принято говорить о работе. А в рабочее время каждый - на своем месте, и некогда ходить по соседним клетушкам.
Вот и дуют каждый в свою дуду: в одном отсеке - преподаватель консерватории, в другом - уличный музыкант, в третьем - знаток этнической музыки, в четвертом - баянист-затейник, а в пятом - арфистка попросила посидеть привратника, чтобы успеть в это время сделать очень важные неотложные дела, ну с кем не бывает…
***
Да, забыл, мы ведь играем музыку для детей! Деток разных возрастов родители, вечно занятые зарабатыванием денег, оставили в нашей музыкальной камере хранения, нет, скорее в музыкальной химчистке, поскольку дома некому и некогда приводить их в приличный вид. А еще некоторые пятна, по глупости посаженные, ничем не получается оттереть.
ВСЯКОЕ ЛЫКО В СТРОКУ
Слушаю радио -- и интересную песню пишу на flash-player, потому что в голове -- Последний Звонок. А так бы всё мимо пролетало. И это давно так, ко всему новому - первая мысль: а как это можно использовать в своем деле? А не будь дела, которое хочешь делать лучше - всё, мелькнув ярким пятном, пронесется мимо.
Так что определись с делом - и удача будет бросать к твоим ногам всё необходимое!
***
13-4-06 7:56 pm
Захожу в книжный супермаркет. Вот они, Мастера, смотрят на меня с книжных полок: ну возьми меня, это так здорово! Вот всё моё мастерство, к твоим услугам, в удобной и понятной форме!
Как же сориентироваться в этом изобилии? Рекомендация из твоей референтной группы, тех, кто читал и пробовал - НО НЕ ПРОДАВЦОВ! Для них заработать на тебе важнее, чем помочь, иначе - себе в убыток.
27-10-06 8:56 pm СО СТОРОНЫ ПРОДАВЦА: - "Вы, пожалуйста, определитесь, чего хотите" - " А что у вас есть?" - "Всё на витрине." - "Вас здесь столько за весь день ходит, и такие идиоты попадаются... Вам только посмотреть, и ведь ничего не купите, а мне тут - прыгай без толку, за вами всё вытирай, поправляй..." - "Что посоветуете?" - "В основном, у нас все вот это берут." - "А мне нужно вот такое, такого цвета и с перламутровыми пуговицами" - "Такое редко бывает (потому что редко спрашивают, ведь тебе привези, а ты еще передумаешь - так и будет валяться-портиться, пока не спишут, нам в убыток)
...А вот - десятирублевая брошюрка в 30 страниц, в ней - всё, что нужно воспроизвести на экзамене, чтобы считаться человеком, получившим среднее образование по предмету. Нужно лишь прочитать, задать вопросы (если что-то непонятно), потренироваться в устной речи.- 2 недели непрерывной работы! На навыковые задания времени, конечно, нужно побольше, на то они и навыки...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Тихо сам с собою Или Публичное одиночество (блог на Педсовете) |
ГЛАВНАЯ | О ПРОЕКТЕ | ГОРОД КАК ШКОЛА | БИБЛИОТЕКА | ФОРУМ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |
РЯЗАНСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ |