РЯЗАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ГОРОД КАК ШКОЛА БИБЛИОТЕКА ФОРУМ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ КНИГА
Константин Кочетков

Письмо с продолжениями




12-3-06 8:05 pm

Здравствуйте!
Разрешите избрать Вас своим собеседником, это поможет мне говорить о главном и не уходить в разъяснения, как если бы пришлось говорить с человеком, далеким от беспокоящих меня вопросов.

Настоящая жизнь - та, что человек строит себе сам. И если ты этого не делаешь - значит, твою жизнь выстраивает кто-то другой согласно своим планам (родители, государство - посредством школы, вузов и стандартов; работодатели, торговцы...).
Глядя вокруг, вижу, что большинство сплавляется по течению. Лишь единицы обладают достаточно мощным движком, командой, смелым капитаном и штурманом, чтобы определиться с целью, разработать маршрут и двигаться намеченным курсом, выбирая в нештатных ситуациях тот вариант, что приближает к заветной точке на карте.
Итак, капитанов, машинистов - единицы, остальные - пассажиры. Те, кто выберет рыбу, а не удочку. И капитанов вряд ли может быть больше, иначе - из кого будет состоять команда?
В идеале - тоже из капитанов. Каждый из которых в этом рейсе принял необходимость приобуздать свои командирские навыки ради общего успеха. А там, на берегу, глядишь, и свою команду соберёт, для своего плавания.
То есть, если хочешь чего-то добиться - тебе нужно стать Капитаном.

Вернемся от капитанов к строителям собственной жизни.
Для начала строительства - неплохо бы увидеть желаемую "постройку" в своем воображении. Неплохо также описать увиденное словами, рисунками - чтобы помочь увидеть и другим.
Чем грандиознее здание твоей жизни, тем яснее, что в одиночку не справиться. Нужно найти людей:
1) построивших подобное здание;
2) желающих строить подобное, или строящих;
3) желающих принять участие в твоей стройке.
Начать лучше с первой группы. Рядом с ними ты окончательно поймешь, действительно ли это то, к чему стремишься. Определившись с целью, можно искать соратников и помощников. Если обман и насилие - не твои методы, то учти, что каждый человек строит свое здание, и сотрудничают люди, лишь пока каждому выгоднее быть вместе, чем отдельно.
Только делая своё дело, понимаешь, как его делать лучшим образом. Мир движется, технологии, которыми владеешь, завтра будут устаревшими. Не будешь практиковать - отстанешь. Вот почему учиться надо лишь у практикующих Мастеров (беря у них лишь столько, сколько тебе нужно для твоей Цели). И вот почему нельзя заниматься только преподаванием.
До последнего времени обучение (школьное, вузовское) сводилось к тому, чтобы получить от "специалиста" подготовленный им набор информации и выработать под его руководством набор определенных навыков. Чем больше ЗУНов продемонстрировал ученик в итоге - тем выше качество обучения. Значит, чтобы повысить качество, нужно увеличить объемы и усовершенствовать методики.
Современность предоставляет человеку возможность быстрого доступа к любой необходимой информации. Когда можно носить в кармане КПК - целый книжный шкаф со справочниками и руководствами - в голове, как в оперативной памяти, достаточно держать только то, что нужно в данный момент.
А на одном наборе навыков долго не протянешь, сейчас надо быть готовым не меньше 3 раз в жизни отодвинуть в сторону накопленный опыт, учиться с нуля.

Лектор с обзорной лекцией - это как подъем на воздушном шаре - такой обзор открывается! И можно выбрать место, куда ты хочешь попасть. Но пойдешь ты туда по земле, своими ногами. Хорошо, что есть карта. Но еще лучше, когда рядом Проводник. Он уже был там, и знает, к чему тебе надо быть готовым, и как подготовиться лучшим образом. А главное, он знает, что там на самом деле, а не как это выглядит с высоты. Ему не обязательно идти с тобой. Тебе достаточно взять с собой его руководства по подготовке и прохождению, и иногда, в сложных ситуациях, связываться с ним на маршруте.
Ведь на самом деле твоя главная цель - не Желанный Край, а ТЫ САМ, КОТОРЫЙ ТЕПЕРЬ УМЕЕТ ТУДА ДОБРАТЬСЯ И ПОМОЧЬ В ЭТОМ ДРУГИМ.
Выпускник вуза, устроившись на работу, учится заново, уже по-настоящему. Потому что только в деле начинаешь понимать, что тебе действительно необходимо.

Зная всё вышесказанное, понимаешь, что современная система образования должна выглядеть иначе. Д.Дьюи видел учителя не как регулировщика и диктатора, а как менеджера на рынке образовательных услуг. Л.Толстой понимал образование как "свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им."
Итак, мне видится человек, увлеченный каким-то видом деятельности, достигший в нем признанных успехов, назовем его Мастер (Проводник). Этот Мастер готов поделиться своими секретами, показать, как он работает, ответить на вопросы, принять участие в дискуссии, в творческом конкурсе (чтобы понять, добирался ли он сам до Тех Краев, или лишь слушал чужие рассказы).
И есть люди, узнавшие, что есть такой Мастер, лучший специалист в той области, что их интересует. И они не прочь поучиться у этого Мастера.
Задача Менеджера на рынке образовательных услуг - помочь встретиться Мастерам и Ученикам.
- Мастеру - помочь с организацией МАСТЕР-КЛАССА, где в сжатом виде можно было бы увидеть его технологии в действии.
- Собрать "Книгу рязанских Мастеров" - своеобразную базу данных о профессионалах, готовых поделиться опытом, сделать её известной и доступной в печатном и электронном виде.
- Организовать ток-шоу с Мастерами, творческие конкурсы, чаты, форумы - где видно, что из себя представляет каждый.

А зачем Мастеру учить других? Воспитывать себе неблагодарных конкурентов? Тратить силы и время на других, в ущерб своим делам?
Если видеть смысл своей жизни в борьбе с другими за лучший её кусок, то всё выглядит именно так. А если думать, как оставить след после себя, как помочь людям удочкой, а не рыбой - это наилучший способ.
К тому же, почему "в ущерб себе"? Ведь ученики могут помочь в том, чего не сделать в одиночку.
А доход от обучения может быть не меньшим, чем от ремесла. И даже больше, если придумать распространение опыта, франчайзинг.
Кстати, на франчайзинг можно ориентировать и всю систему, включающую в себя МАСТЕР-КЛАСС, КНИГУ МАСТЕРОВ, ТОК-ШОУ. Описать все технологии организации и проведения, наладить обучение, консалтинг...
18-08-2007. Настоящие мастера не нуждаются в рекламе, их время расписано на месяцы вперед. И лишь иногда им не хватает "третьей руки" - помощника, ученика. (После беседы с одним из Мастеров)

Самое любопытное, что большинство людей знает, ЧТО нужно делать, чтобы жить и работать лучше. Вопрос в том, почему, тем не менее, они продолжают жить жизнью, которая их не устраивает. Видно, действительно, страх потерять сильнее желания приобрести. А известные проблемы привычнее неизвестных.
Так что работать в первую очередь нужно над мотивацией, над разжиганием и поддержанием желания стать лучше. Ибо, как сказал А. Маслоу, "Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь."

ПАСТУХ, У КОТОРОГО МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ
Для кого я всё это говорю? Это как с родительскими собраниями - приходят те, у кого с детьми всё в порядке, кому, в общем-то, и ходить незачем. А те, с кем надо бы пообщаться - не достучишься!
Кто будет читать мою писанину? Те, кто идет Своим Путём, - но они и так всё это знают и так живут. А как помочь бомжу? Балбесу, не знающему ничего, кроме сиюминутных удовольствий? Если каждый живет так, как того заслуживает (простите меня, бедные невинные жертвы!), получается, кто выдвинулся - тот, значит, и достоин? А достоин тот, кто выдвинулся, остальные - сами виноваты (еще раз простите!)?
Толстой и Соловейчик* на этом месте говорят, что, если взрослому работоспособному человеку быть бомжом и балбесом, пожалуй, непростительно, то как быть с детьми? Чем один ребенок заслужил всё лучшее в этой жизни, а другой, возможно, более здоровый и более одаренный - обречен на животную борьбу за выживание?
_____
*Л. Толстой. Требования любви.
С. Соловейчик. Римская красавица.

С какого возраста, с какого момента человек начинает отвечать за свою жизнь?
С рождения?
С получения паспорта?
С того момента, как он это осознал?
Пожалуй, взросление - это и есть процесс постепенной передачи ответственности. И подготовки ко взятию очередной её порции, очередного уровня. Очень важно, чтобы передача эта случалась не слишком рано (порождая невроз) и не слишком поздно (порождая нигилизм), а как только взрослеющий человек будет в состоянии с ней справиться.
В этом-то и будет заключаться педагогическое искусство Мастера - подготовить к передаче и передать... И как я это себе представляю? "Ну что ж, молодец! А теперь попробуй сам. Думаю, ты к этому вполне готов."

***
Как трогательно! Но если прибрать все сопли умиления, опять сквозит знакомое: "я тебя слепила из того, что было, по образу и подобию своему".
По-хорошему, надо, чтобы ученик сам брал от учителей столько, сколько ему сейчас нужно, как со "шведского стола", а затем, наигравшись и набегавшись, нагулявши аппетит, приходил и брал ещё.

18-08-2007.
Эрих Фромм ("Иметь или быть"): "Многие колледжи проявляют особую изобретательность по части распространения подобных иллюзий. Чего только не предлагают они на этом "шведском столе" знаний -- от философии и искусства Древней Индии до экзистенциализма и сюрреализма. Учащимся достаточно отведать по кусочку от разных блюд для того, чтоб чувствовать себя свободно и непринужденно, никто не побуждает их сосредоточиться на каком-то одном предмете и даже не настаивает на том, чтобы они дочитывали книгу до конца."
Ланцберг В. ("Живописцы"): "Наверное, сегодня просто нереально отдавать образование самим детям без границ. Точнее, неразумно (и завтра тоже). Они просто не знают, что бывает на свете; чего можно хотеть… Они гедонисты - с удовольствием будут делать приятное и с неудовольствием (или никак) - все остальное. Самообразование ребенка в свободном плавании чревато бессистемностью, эклектичностью, а главное - низким качеством. В лучшем случае это - мягкое времяпровождение."
25-02-2011
"Счастлив тот человек, который продолжает начатое, которому преемственно передано дело: он рано приучается к нему, он не тратит полжизни на выбор, он сосредоточивается, ограничивается для того, чтоб не расплыться, - и производит. Мы чаще всего начинаем вновь, мы от отцов своих наследуем только движимое и недвижимое имение, да и то плохо храним; оттого по большей части мы ничего не хотим делать, а если хотим, то выходим на необозримую степь - иди, куда хочешь, во все стороны - воля вольная, только никуда не дойдешь: это наше многостороннее бездействие, наша деятельная лень."
А.И.Герцен. Записки молодого человека.


То есть, учитель будет менеджером образовательного рынка только для тех, у кого есть спрос, для потенциальных Капитанов и Строителей собственной жизни. Для всех же остальных, коих большинство, и которых не надо отделять от первых, учитель должен стать терпеливым пастухом. Противоположно Господинчику из "Пиноккио", который соблазнами и удовольствиями превращал детей в ослов, наш Пастух должен, следя, чтобы стадо не разбрелось и не перетоптало друг друга, стать Томом Сойером - и выдумывать, и с искренним увлечением красить все новые заборы, на какие способен. Нисколько не огорчаясь, если не обращают внимания, с терпением рыбака дожидаясь "поклёвки". А как клюнут - тянуть осторожно, чтобы не сорвалось. Тянем, потянем - вытянем хоть одного, а остальные - заразятся, будь уверен! Сорвётся - не беда, сменим наживку и - терпение и труд всё перетрут. В конце концов, можно сменить место рыбалки.

МАСТЕР ИЛИ ШКОЛА? ШКОЛА МАСТЕРОВ!

"Дураки любят собираться в стаю...
...А умный в одиночестве гуляет кругами...
...Нужно что-то среднее - да где ж его взять?"
(Б. Окуджава)

:-(
Что же, от университетов и школ, от ремесленных училищ и техникумов - вернуться в средние века, к цехам, и далее - к мастерам-кустарям-одиночкам? Даже торговля, воплощение взаимовыгодного обмена между людьми, движется от базарной площади - к сети супермаркетов и интернет-магазинов. А притча о ломании веника, "единица - вздор, единица - ноль", "пока мы едины - мы непобедимы"? Ни один гениальный Мастер не даст того, что дает захудалая школа - разделение труда, специальные службы, специальное оборудование - конвейер, который, как его ни ругай, всё же дает стране объем продукции, недостижимый для суммы разъединенньх Мастеров. Как пишет М.Гербер*, "Очень многие могут приготовить гамбургер вкуснее, чем в McDonald's, но они почему-то не становятся миллионерами. Секрет - в том, что создан некий средний стандартный продукт. И создана технология, которая позволяет людям с любым, даже невысоким уровнем мастерства, производить этот продукт наилучшим одинаковым образом."
_____
*М.Гербер. Миф о предпринимательстве.

Не нравится McDonald's? Иди за шведский стол. Найми личного повара. Или готовь себе сам.
Человек - это штучный или конвеерный продукт?
Человек - это то, кем он себя считает.
И если в твоем окружении выгоднее готовить и использовать "конвеерных" людей - это ничего не меняет. Хочешь быть Творцом - будь им.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


8-5-06 7:16 am
ЕЩЕ ПАРОЧКА МОДЕЛЕЙ
1. БРИГАДА ГРУЗЧИКОВ
Допустим, есть бригада из семи грузчиков. И есть семь машин, что нужно разгрузить -- т.е. взять из машины коробку с товаром, отнести на склад -- и так пока кузов не опустеет.
Какие есть варианты разгрузки?

1. Автономно-индивидуальный.
Каждый разгружает ту машину, что ему нравится. Аналог: учителя в школе, дети в песочнице, каждый со своим совочком.
Если случилось, что всем понравилась одна и та же машина (школа, песочница), но характер действий (каждый сам по себе) остался прежним -- процесс не только не ускорится, но даже замедлится из-за толкания локтями, из-за ссор по поводу лучшей коробки, лучшего кабинета, лучшего места под солнцем.

2. По интересам.
Грузчики объединяются в "маленькие такие компании" по взаимным симпатиям. Здесь возможны уже и договоренности, и разделение труда -- ровно настолько, сколько нужно для приятного совместного времяпровождения. Сам процесс при этом -- не так уж и важен, он лишь повод для общения.

3. Команда.(рот свело от банальности)
Быстрее и легче навалиться всемером на одну машину, затем на другую -- по цепочке. А еще бывают шкафы и диваны (а также школьные праздники и строительство снежных крепостей), которые в одиночку не осилишь. Да много чего такого бывает!
Но командовать должен только один. Кто? Тот, кто считает, что к этому готов. А это уже совсем другая история.

2. НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

"Или мы играем музыку, или - не играем",
- сказал Константин Панкратов,
после того как пианистка заявила,
что ей лучше не участвовать
в этом фрагменте его композиции.
Итак, о музыке.
Уличный музыкант… Сколько достоинств у его положения! Доступен, гибок, независим, легко подстроится под любые обстоятельства, любого слушателя, и из своего огромного репертуара найдет подходящие к этому случаю песни. Насколько это удалось - покажет его заработок.
Но группа одновременно играющих уличных музыкантов - это не симфонический оркестр.
Даже если они упорно будут себя так называть.
Даже если они играют в одном стиле и один репертуар.

***
Если говорить о стилях и жанрах, то начать музыкальную карьеру я бы предпочел в оркестре, где твоя партия расписана по нотам, разучена многократными упражнениями и общими репетициями, на которых стыдно делать ошибки, ведь общая работа при этом останавливается, и ты испытываешь терпение коллег. Кстати, я, взрослый человек, скоро перестал бы быть в тех местах, где постоянно не справляюсь с задачей, где никто не может помочь, и нет надежды на изменения к лучшему.
Нашим ученикам уйти из класса некуда.
***
Овладев инструментом настолько, чтобы уметь тут же воплощать в музыку пришедшие в голову мысли (а они тем богаче, чем богаче почва, на которой они выросли), я перешел бы к джазовым стандартам. Это определенный круг произведений, известный всем музыкантам, благодаря которому незнакомые ранее джазмены, собравшись вместе на джем-сейшн, могут, не репетируя, начать играть. Но самое интересное, что в каждом произведении после основной мелодии отводится место для поочередной импровизации каждого музыканта, в то время как остальные создают сопровождение, держат общее направление. Да и солист импровизирует в русле этого стандарта, иначе диссонанс больно резанул бы по ушам слушателей.
А еще очень здорово, когда по традиции зрители награждают аплодисментами каждого музыканта, закончившего импровизацию.
***
Теперь - о нашем творческом коллективе. Уж простите, но оркестром я его не назову.
Все эти годы наша музыка слышится мне то ли авангардом с вкраплениями классики, то ли бесконечной распевкой, настройкой перед началом концерта, где каждый повторяет свою партию, порой ошибаясь и фальшивя, порой слыша фальшь соседа - но не делает замечаний, думая таким образом "сохранить единство".
Надо сказать, что у нас своеобразная оркестровая яма - каждый музыкант отделен перегородками от остальных, и до других доносятся лишь отголоски мелодий. Встречаемся мы лишь в антрактах, в курилке и на вечеринках - в этих местах не принято говорить о работе. А в рабочее время каждый - на своем месте, и некогда ходить по соседним клетушкам.
Вот и дуют каждый в свою дуду: в одном отсеке - преподаватель консерватории, в другом - уличный музыкант, в третьем - знаток этнической музыки, в четвертом - баянист-затейник, а в пятом - арфистка попросила посидеть привратника, чтобы успеть в это время сделать очень важные неотложные дела, ну с кем не бывает…

***
Да, забыл, мы ведь играем музыку для детей! Деток разных возрастов родители, вечно занятые зарабатыванием денег, оставили в нашей музыкальной камере хранения, нет, скорее в музыкальной химчистке, поскольку дома некому и некогда приводить их в приличный вид. А еще некоторые пятна, по глупости посаженные, ничем не получается оттереть.

ВСЯКОЕ ЛЫКО В СТРОКУ
Слушаю радио -- и интересную песню пишу на flash-player, потому что в голове -- Последний Звонок. А так бы всё мимо пролетало. И это давно так, ко всему новому - первая мысль: а как это можно использовать в своем деле? А не будь дела, которое хочешь делать лучше - всё, мелькнув ярким пятном, пронесется мимо. Так что определись с делом - и удача будет бросать к твоим ногам всё необходимое!

***

13-4-06 7:56 pm
Захожу в книжный супермаркет. Вот они, Мастера, смотрят на меня с книжных полок: ну возьми меня, это так здорово! Вот всё моё мастерство, к твоим услугам, в удобной и понятной форме!
Как же сориентироваться в этом изобилии? Рекомендация из твоей референтной группы, тех, кто читал и пробовал - НО НЕ ПРОДАВЦОВ! Для них заработать на тебе важнее, чем помочь, иначе - себе в убыток.

27-10-06 8:56 pm
СО СТОРОНЫ ПРОДАВЦА:
- "Вы, пожалуйста, определитесь, чего хотите" - " А что у вас есть?" - "Всё на витрине."
- "Вас здесь столько за весь день ходит, и такие идиоты попадаются... Вам только посмотреть, и ведь ничего не купите, а мне тут - прыгай без толку, за вами всё вытирай, поправляй..."
- "Что посоветуете?" - "В основном, у нас все вот это берут." - "А мне нужно вот такое, такого цвета и с перламутровыми пуговицами" - "Такое редко бывает (потому что редко спрашивают, ведь тебе привези, а ты еще передумаешь - так и будет валяться-портиться, пока не спишут, нам в убыток)

...А вот - десятирублевая брошюрка в 30 страниц, в ней - всё, что нужно воспроизвести на экзамене, чтобы считаться человеком, получившим среднее образование по предмету. Нужно лишь прочитать, задать вопросы (если что-то непонятно), потренироваться в устной речи.- 2 недели непрерывной работы! На навыковые задания времени, конечно, нужно побольше, на то они и навыки...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Тихо сам с собою Или Публичное одиночество
(блог на Педсовете)






ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ГОРОД КАК ШКОЛА БИБЛИОТЕКА ФОРУМ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ КНИГА
РЯЗАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

Hosted by uCoz